Моббинг: уйти нельзя остаться
Вита всегда любила свою работу: здесь она чувствовала себя на своем
месте, начальник ее всячески поддерживал, а коллектив сплошь состоял
из единомышленников. Но идиллия рухнула в один момент.
Что-то надломилось, когда в управлении появились две новые девушки:
Люда и Лена. Они как-то разом не приняли дружественной атмосферы в
кабинете, словно отгородились от всех за стеной бесконечного шушуканья
и смешков. Люда при каждом удобном случае публично возмущалась, какой
идиот у нихначальник, а Лена смотрела на всех свысока, за что даже
получила прозвище "Прынцесса". Самое удивительное, что несмотря
на свой агрессивный настрой к окружающим коллегам, обе новоявленные
подруги были настоящими профессионалами, поэтому до определенного времени
Вита относилось снисходительно к их закулисным интригам. Но когда их
агрессиякоснулась ее лично, девушка взвыла.
Смешки за спиной и прямо в лицо, едкие комментарии к телефонным переговорам,
которые проводила Вита, игнорирование ее просьб по работе - все это
стало невыносимой будничной реальностью Виты. Девушка даже начала подумывать
о том, чтобы поставить крест на своей карьере ради душевного спокойствия…
То, чему подверглась наша героиня, психологи называют "моббинг".
За этим термином скрывается эмоциональное насилие на рабочем месте.
На самом деле явление это не ново и по большей части оно характерно
для государственных учреждений, но все чаще в последнее время встречается
и в частных фирмах.
Почему одни люди начинают эмоциональную травлю других? Чаще всего
это происходит из-за личной неприязни, зависти, нереализованности самого
моббера.
Мнение психолога
Дацун Юлия, Ивано-Франковск
Моббинг всего лишь новомодное слово для обозначения уже давно существующего
в мире явления конкуренции. Конкуренция существует столько, сколько
существуют люди. Это инстинктивное поведение. Человеку необходимо выделиться,
показать себя с лучшей стороны. Но конкуренция бывает разной. Есть
конкуренция "чистая", когда люди действительно проявляют
себя с лучшей стороны, развиваются в профессиональном и личностном
плане, работают на качество и высокий результат. А есть "грязная"
конкуренция, которая и получила новомодное название. В таком случае
выискиваются недостатки у конкурента, подмечаются любые его промахи,
а также создаются для для него невыносимые условия работы. Таким людям
важно добиться своей цели любой ценой.
И тут возникает вопрос. А почему одни конкурируют "по-честному",
а другие наоборот? Ключ к разгадке - самооценка человека. Если человек
уверен в самом себе, в своем профессионализме, в своей жизненной позиции
и у него все сферы жизнедеятельности (семья, работа, хобби и т.п.)
развиваются гармонично, то он будет использовать "чистую"
конкуренцию. А если же работа, например, это единственное, что есть
в его жизни, и от этого зависит все, то он будет драться за нее всеми
доступными способами, "идти по головам". Такой человек не
реализован больше ни в одной из жизненных сфер, либо же чувствует недостаток
одной из них и компенсирует это именно в работе.
Также люди, которые прибегают к моббингу - это те, кто не уверен,
что может только своим профессионализмом достичь своей цели. Таким
образом, они страхуют свои достижения дополнительными способами, а
именно "выбиванием" конкурента из борьбы с помощью психологического
давления.
Благодатной почвой для моббинга является попустительство со стороны
руководства, родственные связи моббера с начальством, когда последние
чувствуют защиту и без страха провоцируют склоки,сплетни и конфликты.
Конечно, по большей части, моббером движет корысть и желание занять
чью-то должность.
О том, что Вы под прицелом агрессии моббера Вам просигнализирует:
- отказ от общения с Вами;
- игнорирование Ваших профессиональных просьб;
- насмешки над Вами;
- представление Вас в невыгодном свете перед начальством при каждом
удобном случае (доклады о Ваших опозданиях, отсутствии на рабочем месте,
умалчивание о корреспонденции для Вас, которую вы, к примеру, давно
ждете);
- нечестное переманивание Ваших клиентов, присваивание себе Ваших
успехов.
Как правило, ввязывание в борьбу с моббером провоцирует только еще
большую его агрессию.
Мнение психолога
Шпундра Елена, г.Киев
Такое явление, как "моббинг" действительно известно давно.
Еще в 80-х годах прошлого века в Швеции психолог и ученый-медик Ханц
(или Хайнц) Лейман провел исследование типов конфликтов в коллективе.
Он и вычленил такую причину конфликта как моббинг и определил 45 вариаций
характерного для него поведения: утаивание информации, клевета, социальная
изоляция, распространение необоснованных слухов, высмеивание, несправедливая
критика и т.д.
Однако, не соглашусь, что психологический террор присущ государственным
учреждениям. К сожалению, моббинг универсален и не зависит от типа
предприятия, структуры, страны, национальности и т.д.
Есть несколько мнений относительно того, кто и почему становится
жертвой моббинга. Часть исследователей этого явления полагают, что
причины моббинга в поведении самой жертвы, т.е., человек сам виноват,
что не вписался в коллектив. Другая часть уверена, что объектом моббинга
может стать каждый, т.к. моббинг не имеет ничего общего с дискриминацией
по возрасту, полу, национальности, профессиональным качествам, рангу,
в общем, по любому признаку, отличающего одного индивида от группы
других. Моббинг не различает ни лиц, ни статуса - в группе риска находятся
все.
На мой взгляд, правда находится посередине - подвергнуться офисной
травле может и "белая ворона", и самая обычная, "черная".
Поэтому главное, что нужно помнить тем, кто на себе испытал "прелести"
моббинга: вы не виноваты в том, что это случилось с вами.
Выбор средств борьбы с моббингом напрямую зависит от психологического
состояния жертвы. Если ситуация зашла так далеко, что каждый рабочий
день превратился в нескончаемый стресс - увольняйтесь немедленно. Никакая
работа не стоит здоровья.
Возможно ли предотвратить подобную неприятную ситуацию? Да! Для того,
чтобы не стать жертвой моббера, не демонстрируйте свое превосходство:
интеллектуальное или профессиональное. Растите, развивайтесь, будьте
профессионалом, но не демонстрируйте это подчеркнуто. Пусть результаты
Вашего труда говорят за Вас. Руководство их непременно заметит, и такая
линия подачи себя на работе перед коллегами убережет Вас от излишнейзависти.
Не брезгуйте консультациями и советами коллег, даже если сами прекрасно
знаете, как правильно поступить в той или иной ситуации. Это всегда
сближает и способствует приязни.
Не льстите, не заискивайте перед коллегами. Старайтесь всегда быть
максимально объективным, если интересуются Вашим мнением. Но отрицать
и демонстрировать свое неприятие открыто тоже не стоит. Не говорите
"это плохо", лучше скажите "здесь я бы усилила то-то,
доработала в таком-то направлении", но при этом обязательно подчеркните
преимущества в предложении собеседника. Тем самым, Вы будете слыть
человеком, с мнением которого можно считаться, доверять.
Но что делать, если от нападок моббера не удалось уберечься, и Вы
регулярно под прицелом эмоционального давления на рабочем месте? Не
стоит бросаться в крайности и отказываться от своего места под офисным
солнцем, поспешно подписывая заявление об уходе. Но и мирные переговоры
с моббером скорее всего только усугубят и накалят ситуацию.
А вот разговор по душам с руководством - другое дело. Причем беседа
эта не обязательно должна сводиться к жалобам на Вашего обидчика. Выглядеть
это будет по меньшей мере непрофессионально. Мы ведь не в песочнице.
А значит, действовать придется совершенно иначе. Вы давно переросли
занимаемую должность? Давно хотели примерить на себя ротацию и новую
для себя область внутри хорошо знакомого бизнеса? Самое время рискнуть
переговорить об этом с шефом! Терять Вам нечего. На этом рабочем месте
конфронтация с моббером будет только расти, постоянно причиняя Вам
дискомфорт. А при описанной стратегии поведения у Вас появляется реальный
шанс быть выше обидчика и даже извлечь пользу из сложившейся ситуации.
Другой вариант возможного избавления от моббинга исходит от обратного:
порекомендуйте руководству Вашего обидчика перевести в другое подразделение.
Но прежде хорошо продумайте обоснование такого предложения. Будет отлично,
если оно всецело будет носить положительный рекомендательный характер.
Именно эту стратегию поведения и выбрала наша героиня Вита. Она записалась
на прием к боссу и порекомендовала свою коллегу Лену на более престижную
освободившуюся должность в соседнем отделе. Тем самым она убила агрессию
сразу двух мобберов. Лена оказалась на расстоянии 2 этажей и даже позже
благодарила за протекцию, так как смогла реализоваться на новой должности.
Второй же агрессор - Люда, оставшись без компаньонки, сменила свою
линию поведения на более дружественную.
Так что смело ставьте запятую в заголовке статьи после слова "нельзя"
и уверенно достигайте карьерных вершин, умело справляясь с моббингом!
Автор: Наталья Гришко
myjane
|