Существует мнение, что основная забота предпринимателя получить
прибыль, и потому вряд ли он станет активно трудиться ради того, чтобы
сделать лучше жизнь других. Это вроде как не совсем деловой подход.
Тем не менее все чаще в рядах бизнесменов появляются бессеребренники.
А для самого явления даже термин нашелся социальный бизнес.
Разными путями
Концепция его очень проста и красива. Предприятие с самого начала организуется
для решения какой-либо социальной проблемы. Впрочем, даже не обязательно
проблемы, но насущного, важного для людей вопроса. Например, вы открываете
парикмахерскую эконом-класса для пенсионеров, строите во дворах детские
площадки и сажаете деревья, создаете центр обучения для матерей-одиночек
или помогаете трудоустроиться студентам. И не потому, что хотите на
этом заработать, а затем, что желаете помочь людям, жаждете сделать
этот мир хоть чуточку лучше. Помните мультик о Крокодиле Гене и Чебурашке?
Строительство Дома друзей с целью "всех передружить" - это
типичный пример социального предпринимательства.
Или взять всем известную сеть Facebook. Она задумывалась тоже как
социальный проект. Создатели всего-то и хотели сделать сайт для общения
молодежи, а о доходах на первом этапе никто не помышлял. Сегодня основатель
Facebook Марк Цукерберг является самым молодым миллиардером в мире.
А его бизнес по большому счету уже не социальный, хотя он в какой-то
степени и направлен на улучшение жизни людей. Дело в том, что социальное
предприятие, с одной стороны, действует по всем законам бизнеса и приносит
прибыль, но с другой - львиная ее доля (а то и вся она целиком) направляется
на развитие самого проекта, то есть на общественные дела или социальные
проблемы.
Существует и иной тип "этичного" бизнеса - когда коммерческое
предприятие часть своих финансовых потоков пускает на решение социальных
задач: проводит бесплатные исследования или оказывает безвозмездную
юридическую, а то и финансовую помощь некоммерческим организациям или
непосредственно людям.
Шанс есть
Итак, мерило успеха для социального предпринимателя не деньги, а к
примеру, количество осуществленных проектов или людей, которым удалось
помочь. Но все же вряд ли вы сможете работать себе в ущерб.
Скорее всего, издержки будут больше, чем в "привычном"
бизнесе, а доходы ниже, поскольку зачастую ваш потребитель не в состоянии
платить по рыночной цене. Да мало ли какие специфические траты могут
возникнуть в связи с новым предприятием. Скажем, миссия вашего бизнеса
- обеспечить людей некими товарами и услугами в труднодоступных местах.
Значит, придется нести дополнительные расходы на доставку, транспорт,
пересылку... Постарайтесь учесть все издержки еще на этапе планирования.
Обычному бизнесмену зачастую есть чем привлечь инвестора. Особенно
когда велик шанс быстро заработать прибыль и сторицей вернуть "доброму
дяде" вложенную сумму. Социальному предпринимателю найти деньги
на стороне намного сложнее. Во-первых, вернуть их он сможет исключительно
без процентов (помните, по условиям, прибыль идет на развитие дела),
во-вторых, произойдет это не очень скоро, ведь такие проекты редко
окупаются быстро. Согласитесь, в нашей стране немногие согласны расставаться
со своими кровными на зыбких условиях. И все же шанс есть.
Кстати, очень много единомышленников и помощников можно найти посредством
Интернета. А также клиентов.
В 2001 году несколько любителей чтения запустили в Сети проект Общемировой
библиотеки. Суть в том, что любой желающий может зарегистрироваться
на сайте www.bookcrossing.com и внести в базу литературу, которую готов
отдать. Затем нужно распечатать лейбл с регистрационным номером, вклеить
в соответствующую книгу и... отправить ее в свободное плавание. Скажем,
оставить в парке на скамейке или просто отдать знакомому с наказом
"прочитай и передай дальше". Предполагается, что нашедший
должен зарегистрировать экземпляр на сайте, а вы по номеру сможете
проследить путь своей книги. Но даже если и нет, то все равно это прекрасный
проект. И очень популярный. На сегодня в нем участвует более 610 тысяч
человек из 130 стран, а создатели, судя по количеству рекламы на сайте,
отнюдь не бедствуют. Есть в этой системе и литература на русском. Чем
не идея сделать нечто подобное отдельно для стран СНГ?
Наряду с бесплатными услугами или услугами по льготным ценам социальные
предприятия могут брать полную стоимость с тех, кто способен позволить
себе раскошелиться. На Западе вообще большинство групп детского творчества
и спортивных секций работают по такой системе. Понемногу внедряется
эта практика и у нас.
Встречаются и совсем оригинальные решения. Недавно я читала о некоем
турагентстве, которое сводит в одну группу зрячих и слабовидящих путешественников.
По сути, зрячие описывают свои впечатления и окружающую местность на
словах и помогают слепым. Не безвозмездно, а получая существенную скидку
на тур. И действительно, проявив деловую смекалку, можно решить многие
социальные задачи.
Социальный предприниматель работает ради общественного
блага, но использует при этом бизнес-технологии
По-новому
Ныне реклама очень точно отражает умонастроения общества. В топ-листе
лучших роликов за прошлый год практически каждый несет вдохновляющую
идею - о дружеской поддержке, вере в себя, умении выстоять в сложных
ситуациях. Все говорит о том, что современное предпринимательство переходит
на иной уровень, где подход "деньги ради денег" уже не сработает.
Конечно, в нашей стране этот вид бизнеса еще очень молод, а сложностей
на пути предпринимателя-филантропа больше, чем у обычного. И все же
миссия выполнима, тем более что будущее, вероятнее всего, именно за
таким предпринимательством. А потому учиться ему стоит уже сегодня.
Идеи и воплощения
Комментарий эксперта
Максим Шкилев, декан Украинской Высшей Школы Бизнеса
Грамотно пропишите идею своего проекта: на решение какой проблемы
направлен ваш бизнес, что именно предлагаете, как ваш проект поможет
людям. Затем составьте его бюджет, не упуская ни одной статьи расходов,
и все это разошлите в приемные различных фондов и компаний. Обязательно
укажите, какую помощь вы хотели бы получить: финансовую, юридическую,
консультационную, рекламную... Социальные проекты могут поддерживаться
грантами, предоставляемыми разными органами и лицами, - от международных
фондов и благотворительных организаций (например, "Фонд розвитку
України", "Вiдродження", "Схiдна Європа" и
многие другие) до грантов Президента Украины.
Привлечь внимание потенциальных инвесторов помогут и социальные сети.
Создайте группу, например, в "Вконтакте", "Живом журнале"
или Facebook. Расскажите там неформальным языком, что и зачем вы хотите
делать, в какой поддержке нуждаетесь.
Ольга Озолина
natali
|